Как в России обзавестись собственным гербом?

Геральдика сегодня

 

Как в России обзавестись собственным гербом? Чем здесь может помочь государственная власть: федеральная и региональная? Кто вправе осуществлять пожалования? Какие права на это есть у общественных и международных организаций, у дворянских собраний, у церкви?.. Эти вопросы чаще всего поступают в редакцию сайта «Геральдика.Ру».

Ответы на них дает Михаил Медведев — член Геральдического совета при Президенте России, государственный советник РФ III класса, председатель российской Гильдии геральдических художников.

— Михаил Юрьевич, то, что в наши дни в России можно обзавестись самым настоящим личным гербом, поняли многие. Куда меньше число тех, кто уяснил, как это сделать правильно. Настал черед не просто рассказывать, а «раскладывать по полочкам»…

— Вы ведь не рассчитываете, что всё удастся уложить в одну беседу?

— Нет, напротив, мы рассчитываем сделать цикл публикаций с ответами на часто задаваемые вопросы. А начать хотелось бы с самых частых. Например, с исчерпывающего обзора способов, с помощью которых вообще можно заполучить личный или родовой герб.

— Первый, самый «роскошный» – это получить герб по пожалованию.

Но пожаловать (то есть даровать) герб имеет право только государство, наделенное полнотой суверенитета, в лице своего главы или компетентного государственного органа. При этом совершенно неважно, является ли это государство монархией или республикой.

Разумеется, такое пожалование будет иметь безусловную силу только в юрисдикции государства, его совершившего.

— То есть – в приложении к российской ситуации…

— В России сегодня получить жалованный герб невозможно. Президент и парламент гербов не жалуют; государственных органов, специально уполномоченных делать это — не существует. На сайте «Геральдика Сегодня» есть весьма толковая статья о пожалованиях в современной России, которую можно рекомендовать тем, кто заинтересуется правовыми аспектами.

— А пожалования главы императорской династии?

— Во-первых, настоящий глава Российского Императорского дома этим не занимается. Обычно в качестве главы династии наши медиа упоминают княжну Марию Владимировну. Это совершенно неверно. Чтобы не вдаваться в генеалогические тонкости, скажу лишь, что люди, доверившиеся этой «рекламе», жестоко обмануты.

Во-вторых, глава династии потому так и называется, что в его ведении находится династия, ее собственные титулы, почести, ордена.

— «Собственные» в смысле — существующие «для внутреннего употребления» внутри династии?

— Именно: существующие или сохраняющиеся. Или устанавливаемые для тех потомков династии, которые не могут воспользоваться фамильными почестями в полном объёме — для «неравнородных», «морганатов». Но такие титулы являются производными от династических и передаются также внутри семейства.

Жаловать гербы людям, не относящимся к потомству императорской фамилии — это не дело главы династии. С точки зрения международного права, это просто не относится к его компетенции.

Повторю еще раз: пожалование гербов — государственная прерогатива. Конечно, глава династии может претендовать на те или иные государственные полномочия, вплоть до попытки захватить всю власть целиком. Но эти претензии и попытки останутся лишь попытками и претензиями, если в конце концов не получат ретроспективного государственного подтверждения.

Теоретически, государство может делегировать право пожалования герба кому угодно: хоть частному лицу, хоть организации. Но на сегодняшний день этого нет нигде, и тем более — в России.

— А Церковь? Может ли она жаловать гербы? Государство рассматривает церкви как рядовые общественные объединения, но ведь многие из них старше нынешнего государства, и уже поэтому каждая из них, в известном смысле — сама себе голова.

— Канонические структуры, скажем, Русской Православной Церкви могут принимать гербы или получать их от верховных церковных властей — от Патриарха, Синода, Архиерейского собора, а на местах, возможно — и от правящих архиереев. Но наш разговор — о личных гербах. Пожалование таковых было бы использованием Церковью прав светской власти. Нет — «Богово Богови, а кесарево кесареви».

Впрочем, традиции и перспективы церковной геральдики заслуживают отдельного обсуждения.

— Получается, что получить российский герб по пожалованию в наши дни…

— …Не получается.

— Идем дальше. Второй способ обзаведения гербом — принять его самому. А корректно ли рассматривать самостоятельно принятые гербы в одном ряду с пожалованными?

— Да, совершенно корректно. В случае каких-либо конфликтов (скажем, излишней близости, сходства двух гербов) жалованный герб имеет преимущество перед свободно принятым, но в целом — это явления одного порядка.

— Многие склонны считать самобытные гербы «картинками под герб», игрой в гербы…

— К таким выводам приводит незнание того, что есть герб, а равно незнание своих собственных прав.

— Ну, в общем, чего-то иного от советского воспитания и ждать не приходится…

— Сегодня социальные воззрения многих наших соотечественников затеряны между Сциллой советского наследия, не допускающего «всяческих фантазий», и Харибдой примитивного взгляда на демократию, с популистскими играми в упрощение, переделки, в перемены ради перемен. А герб, принятый самостоятельно, знаменует то, что человек решил перестать быть предметом игры и решил позаботиться о себе, выразить свою самость. Геральдика соразмерна не абстрактным массовым интересам, а человеку. Для того, чтобы принять это, надо обладать, так сказать, социальным самоуважением.

— А в очень многих письмах в редакцию сквозит искреннее недоумение тем, что принять «гербовое имя» можно так же свободно, как и обычное — не спрашивая никакого разрешения. И постоянно звучит вопрос: а кому «там, наверху», нужно подавать просьбу признать герб? Видимо, в этом и секрет популярности мнимых пожалований и самопальных регистраций: хоть государин-барин и так себе, а вот ведь: снизошел, одарил…

— Тем непристойнее роль самозваных герольдов и вымышленных высочеств: они не только паразитируют на рабских комплексах, но и поощряют их. Якобы без их «хозяйской» санкции и герб — не герб.

В действительности же — герб, принятый самостоятельно, становится действительно гербом, а не «подражанием гербу», при соблюдении всего двух условий.

Во-первых, этот герб должен быть согласован с собственно геральдическими правилами, касающимися структуры, расцветки, сочетания элементов, выбора фигур и т. д.

Во-вторых, в нем не должно быть нарушений так называемого гербового права, то есть той области геральдики, которая непосредственно имеет правовое измерение. То есть: нельзя покушаться на что-либо чужое: на какие-либо ранговые атрибуты, не принадлежащие обладателю герба, на элементы чужих гербов.

— Итак, в отсутствие государственных пожалований — Вы выступаете сторонником «художественной самодеятельности», поддерживая самобытные гербы?

— Я выступаю сторонником разумной человеческой самостоятельности. Подчеркну: самостоятельности, обусловленной традициями. Более восьми веков назад геральдику породили люди, свободно и самостоятельно принимавшие для себя гербы. Через пятьсот лет самобытные гербы создали основу русской геральдики. И эта практика — свободное принятие герба — не отмирала никогда.

— Значит — да здравствует народное герботворчество…

— Да здравствует грамотное герботворчество. Профессиональное и правомерное. А народное оно или властное — это вопрос второго уровня.

Вы не представляете себе, сколько геральдически неудачных и безграмотных композиций жаловалось и, увы, жалуется государствами. Только государственное утверждение и заставляет считать их гербами.

Выбор у гражданина России простой: если он хочет герб — он принимает герб своей волей. Если он хочет государственного (а иного и быть не может) пожалования — он сидит и смирно ждет, когда государство обратит свой взор на геральдические запросы граждан. Это смиренное ожидание можно будет передать по наследству. Вместо герба, который передаст своим детям более инициативный гражданин.

— Понятно, как в анекдоте про таксиста-«бомбилу»: милейший, так вам шашечки или ехать? Но согласитесь, что даже у самого грамотного самостоятельно принятого герба есть один чрезвычайно существенный недостаток: он практически не защищен.

— Вот именно: «практически»! Теоретически даже самобытный герб является знаком, подлежащим защите через суд. А практически у нас беззащитны и жалованные гербы, и зарегистрированные, и узаконенные. Посмотрите, как обходятся с гербом России, «склоняя» и уродуя его в частных логотипах; как на стенах чиновничьих кабинетов и даже президентских штандартах он предстает в сумасшедше искаженном виде. Для того, чтобы защита герба стала не просто правовой возможностью, а объективной реальностью, необходимо, чтобы и геральдическая, и правовая культура в России добрались бы до более высокого уровня.

— А есть «промежуточные» способы получить герб? Через пожалование от каких-нибудь официально признанных герольдов, ассоциаций… Где можно в России зарегистрироваться в нормальной, а не самозванной геральдической конторе? И еще раз возвращаясь к письмам в редакцию: не успев принять герб, люди уже задумываются, как обозначить их существование перед лицом ну хоть какой-нибудь официальной конторы.

— В некоторых субъектах Российской Федерации региональные, учрежденные государственной властью этих субъектов, геральдические комиссии регистрируют личные гербы. И это само по себе прекрасно. Однако это — не пожалование герба. Правовой основой для обретения гербом статуса герба остается факт его самостоятельного и грамотного принятия владельцем. Службы и комиссии только признают этот факт и официально свидетельствуют, что никакие правила при этом не нарушены.

Такую работу мог бы вести и Геральдический совет при Президенте РФ, но пока что он еще «собирается» с мыслями и силами, чтобы определить свою позицию.

Частные организации (они же — «общественные») тоже могут вести реестры. Но в отличие от региональных, то есть государственных, служб, эти организации не имеют официальных полномочий, и ценность их признания определяется исключительно исходя из доброго имени и профессиональной компетентности тех, кто ведет такие реестры.

Иное дело — разного рода «общественные пожалования», «матрикуляции», осуществляемые уже упомянутыми мнимыми «герольдами», «герольдмейстерами», «гербовыми королями» и иными якобы гербовыми чинами, самовольно присвоившими себе геральдические звания и полномочия. Это уже просто фальсификации. Они не повышают, а понижают (до нуля и ниже) статус «жалуемого» герба.

— А как же дворянские организации? «Дворянства Российской Федерации» не существует, это правда, но есть тысячи представителей дворянских родов, которые не успели при царе получить гербы. И есть дворянские ассоциации, претендующие на правопреемство с уважаемыми дворянскими собраниями. Они-то вправе жаловать гербы «своим»? По аналогии с правами главы императорской династии в отношении членов династии…

— Действительно, есть традиционные структуры, права которых восходят к императорской эпохе. Но права жаловать гербы у них нет. Потомки дворян вправе, как и прочие граждане, самостоятельно принять герб, а легитимные дворянские собрания вправе вести, скажем так, «критический учет» гербов своих членов. То есть вести экспертизу таких гербов и в случае корректности включать в свои документы. Вести, скажем, губернские гербовники. Сборники гербов своих членов. В том числе и тех гербов, что принимаются дворянами в наши дни.

Кроме того, при императорских орденах (орденских корпорациях, теоретически сохраняющихся сегодня, как династические) могли бы вести гербовники кавалеров.

Но снова и снова: это не пожалования. И то, и другое — по сути — то же, что и регистрация в региональной геральдической комиссии, с двумя важными изъятиями: во-первых, рассмотрению дворянских собраний и орденов подлежит лишь геральдика их членов; во-вторых — республиканская власть России вправе (ввиду множества лакун в действующем праве) не считаться с полномочиями «имперского происхождения».

— Третий способ получить герб, которого мы вскользь коснулись выше — по наследству. Так?

— Я бы сказал чуть более общо: по ближайшему родству. Передача прав на герб происходит в соответствии с давно установившейся традицией — по прямой мужской линии. Мужчина распространяет свое право на супругу, сыновей и дочерей. А если у супруги уже есть герб (самостоятельно принятый или доставшийся от отца), она имеет право на два герба одновременно. И может или соединять их, или употреблять по отдельности.

— Михаил Юрьевич, традиция традицией, но все же XXI век на дворе. Наследование герба только по мужской линии – прямое ущемление прав женщины.

— Не думаю. Передача герба вообще не относится к области личных прав, используемых передающим герб лицом. Это «просто происходит». Тут нет ситуации выбора, понимаете? Женщина не может передать герб; мужчина не может не передать. Зато жена имеет право на герб мужа, а он прав на ее герб — не имеет. Еще поди разбери, кто ущемлен…

— Откуда берется наследуемый герб – понятно. Как говорится, «смотри выше»: он был либо когда-то пожалован, либо принят самостоятельно. Мы перечислили три способа обретения герба. Можно подводить черту?

— Не совсем. Есть еще особый случай: дарование герба на собственную символику одним обладателем герба по отношению к другому. То есть возможна ситуация, когда герб принят самостоятельно, но его владелец хочет воспользоваться каким-то элементом символики чужого ему герба — и получает на это официальное разрешение владельца.

Это – очень деликатная ситуация, требующая большого геральдического такта. Совершается своего рода пожалование. Тот, кто не может пожаловать герб как таковой, то есть целиком, иногда вправе даровать элемент своего герба для включения в уже существующий «самобытный» герб.

— На сайте «Геральдика.Ру» есть Ваша статья про аугментации — почетные эмблемы, пожалованные властью. То, что Вы сейчас описываете — и есть эта самая аугментация?

— Разумеется, да. К примеру, N-ская область может использовать дарование части своего герба как престижную неимущественную награду. Примером разумного решения этого вопроса может служить якутский региональный закон о символике, где допускаются «пожалования» элементов от имени республики и муниципалитетов, но под контролем и при деятельном участии республиканского Геральдического совета.

— А как быть с тем, что человек хочет проявить патриотические чувства и помещает в свой герб символику своего города или региона...

— Или своей страны?.. Нет, так нельзя. Тот, кто хочет чем-то воспользоваться, должен спросить разрешения. Это даже не постулат геральдики: это азы приличий.

Самовольное использование герба или иного официального символа региона или города в личном гербе — недопустимо. «Естественное» желание вставить в свой герб символы малой или большой родины может быть по-человечески понятным, но, понятное или непонятное, оно совершенно неграмотно и противоречит всему строю геральдики.

— Знаете, мы чуть не забыли один важный вопрос о жалованных гербах. А иностранные пожалования?

— Для России — страны с собственным, установленным традицией, геральдическим режимом — эти пожалования могут иметь лишь факультативное значение.

— В смысле?..

— В том смысле, что они действительны постольку, поскольку не противоречат местным, в нашем случае — российским, нормам.

Кстати, международные организации, хотя бы и самые уважаемые, жаловать гербы тоже не могут. Так что если вам предложат утвердить герб «под эгидой ЮНЕСКО» — не трудитесь даже проверять. Это чепуха, какими бы бумажками ни обложились «регистраторы». Регулирование геральдики — дело государственное, а не межгосударственное.

— Спасибо за разъяснения. На этом, с Вашего позволения, и поставим точку…

— С запятой. Мои наилучшие пожелания сайту и его посетителям!

* * *

 Опубликовано на сайте «Геральдика сегодня» 25.11.2006

© 2023 О гербах. Геральдика сегодня. (2001—)